23:54 

Кинообзор: Клоуны-убийцы из космоса / Killer Klowns from Outer Space [1988]

Solegus
Soma Sema.

Комедийный фильм ужасов-пародия с высококачественным визуальным рядом

Перед нами несомненно один из самых неординарных проектов мирового кинематографа. С первого взгляда можно подумать что фильм "Клоуны-убийцы из космоса" представляет собой явный трэш стандартного образца, смежного с более известными "Нападение помидоров-убийц" (Attack of the Killer Tomatoes!, 1978), однако так только кажется. От трэша в данном фильме присутствует только идея и сценарий, а что касается визуального содержания, то тут оно даст фору многим современным ужастикам. Фильм сняла троица братьев Чиодо (Chiodo Brothers), которые известны в Голливуде своей работой над спецэффектами, например в фильмах "Зубастики" (Critters, 1986), "Эрнест напугал дураков" (Ernest Scared Stupid, 1991), "Отряд «Америка»: Всемирная полиция" (Team America: World Police, 2004), а также в научно-фантастическом фильме "Крикуны" (Screamers, 1995) - об этом пишется в ряде статей в интернете.

Так вот фильм "Клоуны-убийцы из космоса" представляет собой самостоятельный проект братьев Чиодо, решивших снять собственный фильм. Ко всему прочему им удалось собрать на бюджет фильма примерно около $2 млн., что по меркам 80-х было для фильма "ужасов" довольно высокой суммой. В итоге соотношения такого бюджета и опыта братьев Чиодо на выходе получился фильм, визуальный ряд которого для 1988 года можно назвать просто потрясающим и не уступающим по спецэффектам самым ярким образцам ужастикового кино тех лет, и это при том что фильм с таким бюджетом даже не выходил в широкий прокат, хотя по качеству и исполнению его можно сравнить с более известным и кассовым проектом "Гремлины" (Gremlins, 1984), собравшим с бюджетом в $11 млн. в кассе США $153 млн. Также близким по духу является фильм "Марс атакует!" (Mars Attacks!, 1996).

Итак, от трэша, который обычно характеризует дешевизна и убогость съёмок, здесь только название и абсурдность происходящего на экране, во всём остальном фильм снят эффектно, к тому же он не имеет характерной для трэша зацикленности на крови и убийствах. В фильме используются качественные разноплановые фоны и декорации, применяется анимация, реалистичные куклы и грим - и всё это в совокупности (обращаю внимание на естественное отсутствие в фильме 3D графики!) делает картинку такой динамичной (не считая задуманной медлительности клоунов для устрашения) и зрелищной.


По своей сути фильм представляет собой пародию на более шумные ужастики тех лет, вроде тех же "Гремлинов" или "Зубастиков", где в центре сюжета находится вторжение в какой-то тихий провинциальный американский городок чужеродной враждебно-настроенной силы, начинающей там всё превращать в хаос и которой стандартно противостоит кучка обычной молодёжи. Данный фильм не исключение в этом плане и мастерски пародирует такие сюжетные штампы. Самое главное - фильм "Клоуны-убийцы из космоса" ни в чём не уступает самым известным образцам этого жанра. Только осуществляет он своё действо в обёртке трэшевой абсурдности (чего только стоит способ расправы с клоунами). И за это заслуживает дополнительный статус культовости.



Да, это не те клоуны, которых мы обычно привыкли видеть в цирке

Кто бы мог подумать, но в этот раз на Землю прибывают из космоса враждебно настроенные гуманоиды, на удивление похожие на земных клоунов, и даже их технологии пестрят элементами циркового стиля. К примеру, их космический корабль похож на цирковой шатёр, а их оружие стреляет... попкорном. Абсурдно? Да. Но в этом и фишка фильма, что он не даёт ответов на причины такого совпадения, здесь нужно принять это за факт и получать удовольствие от созерцания всей этой абсурдности (и уверяю - тогда вы его получите). Когда клоуны начинают охотиться за попавшей в эпицентр этих событий молодой парочкой, одними из главных персонажей фильма, Майком и Дебби, то Дебби спрашивает Майка: "Почему они стреляют попкорном?". "Потому что они клоуны, вот почему", - убегая отвечает Майк. И более существенных объяснений о логике происходящего в фильме не ждите, просто развлекайтесь, как маленькие дети обычно не спрашивают в цирке почему взрослые дяденьки надевают эти яркие пёстрые костюмы и гримируют лицо. Вот и здесь - клоунская атрибутика, во-первых, создаёт специфический и поражающей своей абсурдностью klown-style (от того и смешно, если додумались в серьёзной научной фантастике до древнеегипетского стиля космических кораблей (цикл "Stargate"), то почему не может быть в пародиях на фантастику клоунского стиля?), а во-вторых, позволяет пародировать и стебаться над стандартными шаблонами фильмов ужасов, захватнической фантастикой и социальными стереотипами.




Кадры из фильма. На космическом корабле клоунов

Можно смело заявить, что такого масштабного стёба на клоунской почве на экраны ещё не выходило. Ворвавшись в жизнь тихого городка, клоуны начинают наводить по округе хаос и беспорядок. Но преследуют они вполне конкретную цель - похищение людей для пополнения своих... пищевых запасов. Делают они это характерным образом - помещают человеческие тела в коконы из розовой ваты, откуда затем поглощают приготовленную субстанцию своим клоунским способом (это нужно видеть). Сопровождают процесс похищения людей всяческие бесчинства и безобразия клоунов в городке (это тоже лучше увидеть).

Кроме того, фильм не лишён в некоторой степени и социальной сатиры - это и намёки на кукловодов, социальные стереотипы, общество потребления (например, сцена погрома супермаркета), небольшое кукольное представление, заслуживающее отдельных аплодисментов, и пожилой консервативный "зашоренный" офицер полиции, для которого вся молодёжь - преступники, а все странности, происходящие в городе - это только попытки его разыграть или лишить офицерского значка. Противопоставляется ему молодой полицейский, затем начинающий помогать главным героям победить клоунов.



Намёк на "мусорную" еду?

Поскольку это всё-таки фильм ужасов, то сцены похищения людей споровождают сцены убийств клоунами, выглядят они не страшно, так как это всё-таки комедия, однако чёрный юмор, который их все сопровождает предполагает готовность зрителя к такому циничному подходу создателей, так что это нужно иметь ввиду. К тому же фильм вызывает противоречивые чувства по причине аллогичного визуального ряда - с одной стороны показанное отличается крайней жестокостью по поведению и клоуны действительно производят зловещее впечатление (злобные гуманоидные монстры переодетые в клоунов), но ничего действительно страшного в фильме не показывается и всё совершается клоунами - от этого забавно, но в то же время само такое сочетание может пугать или, по крайней мере, вызывать некомфортные эмоции (может потому фильму и присвоили рейтинг 18+). Ну а тем кто боится клоунов вообще не позавидую. Так что можно сказать что фильм больше пугает (а он вообще-то и должен пугать) своей атмосферой и сочетанием образов, чем всякими жуткими (кровавыми и чудовищными) сценами, содержание которых не превращает фильм в слэшер или трэш.



Пентаграмма на полу - обязательный атрибут оформления космических кораблей клоунов-убийц

Говоря о жутких сценах, то в фильме есть одна, где приконченного пожилого офицера один из клоунов затем использует как марионетку, предварительно подкрасив ему лицо. Очень оригинальная и в то же время гнетущая сцена, когда человека используют в качестве куклы-марионетки. До сих пор я подобное видел только в сериале "Ангел" (Angel, 1999-2005) в серии "Smile Time" (5x14), которая близка по духу к этому фильму, только убийцами там являются живые марионетки из телепередачи (похожие на маппет-куклы), высасывающие из детей жизненную силу через экраны телевизоров. Одна из них в одной сцене управляла своим создателем, кукольником, как марионеткой, из-за чего он казался живым, хотя был уже мёртвым. Практически идентичные сцены, так что может это и не просто совпадение, а переигрывание сцены из "Клоунов". А также в сериале "Грань" (Fringe) была сцена с машиной, позволяющей управлять мёртвым человеческим телом как марионеткой.


Маппет-шоу

Основное что даёт зрителю фильм - это наблюдение за действиями клоунов и "взаимоотношения" их с персонажами, именно это и развлекает в фильме, ну а сюжетная линия тут скорее выступает фоновой и воспроизводящей шаблонный ход событий из типичных представителей жанра. История основных персонажей тоже не предполагает ничего большего. Также не ждите чёткой и логичной линии повествования. Фильм непредсказуем в своей повествовательной абсурдности. Находки этого зрелища в отдельных эпизодах, а не в чёткой структуре. К примеру, под конец фильма из ниоткуда появляется... "финальный босс" "Клоунзилла". Авторам показалось что они должны обыграть и этот штамп, вот и появляется Клоунзилла под конец, и не спрашивайте что он делал всё это время до своего появления. При том при сём данный фильм сам шаблонным ничуть не становится - он просто играет по своим законам, а все шаблонные линии введены, как я вижу, совершенно сознательно ради пародийного эффекта и возможности реализовать эпизоды с клоунами. Фильм, между прочим, и называется именем клоунов. Так что если знать чего именно ждать от фильма - то он точно не разочарует. Также фильм порадует хорошим электронным музыкальным сопровождением родом из 80-х и заводной финальной песней в стиле рок-панк, специально написанной для фильма группой "The Dickies".

Чем ещё отличается данный фильм он стандартных, так это тем что на протяжении фильма никто из основных персонажей окончательно не погибает (хотя их и всего четверо, не учитывая пожилого офицера), и фильм не содержит шаблонного поочерёдного выноса клоунами основных персонажей. Всё происходит куда нетипичней, хотя и по канонам жанра. Кроме того отсутствует характерная для таких фильмов, ещё и в те годы, обнажёнка, что делает его ещё более широкоориентированным, да и вообще это в целом лёгкое развлекательное кино (как для ужастика), без любых откровений и назидательных нравоучений (кроме небольшой доли сатиричности). Юмор фильма тоже практически не пошлый, а просто абсурдный, вот потому и смешно, или скорее забавно (конечно если вы любитель таких шуток :alles: - всё таки фильм предполагает определённый специфический настрой зрителя).


А эта небольшая сценка из фильма доставляет не меньше самого фильма

Также наиболее сильными в фильме мне показались начало и середина, концовка слабее по визуальному ряду (по затемнённым декорациям становится видно что бюджет фильма всё-таки не резиновый), содержит меньше новизны и впечатляет происходящим меньше, но общее впечатление от фильма не портит, если помнить что это за фильм и что мы видели по его ходу. В принципе, в таком сюжете можно было бы разыграться и ещё мощнее, но для 1988 года и нестандартного опыта создателей - получилось даже отлично, ну а спецэффекты так вообще прелесть (особенно в совокупности с оригинальными решениями их использования - когда увидите сцену с тенями на стене, поймёте что имеется ввиду). Кстати, братья Чиодо собираются в скором будущем выпустить на экраны продолжение своего фильма "Возвращение клоунов-убийц из космоса 3D" (The Return of the Killer Klowns from Outer Space in 3D), возможно там они и разыграются на полную катушку. Только боюсь что идея уже устарела, одно дело сейчас смотреть такой фильм родом из 80-х со всей атмосферой того времени, а другое - выпускать подобное кинотворение в наше время, оно уже автоматически потеряет часть своего шарма по сравнению со старой картиной, ну да посмотрим как оно выйдет на практике. Кстати, было уже несколько попыток у сторонних студий снять своё кино по этому фильму, но насколько могу судить - ничего толкового из этого не вышло, так что даже не стоит называть прецеденты.

Моя оценка фильму 9 из 10 (оценивая в целом, всё-таки это пародия).

21.11.12

@темы: Мои рецензии и обзоры, Кинематограф, Sci-Fi, Моя публицистика

URL
   

Хроники мозговой активности

главная